Авторские договоры в СМИ

Достаточно полный материал о том, что такое авторский договор, как правильно его писать, что он в себя включает, какие бывают авторские договоры.

Вводные замечания

Авторские договоры являются разновидностью договоров гражданского права. В гражданском праве термин «договор» имеет два значения. Во-первых, договор — это соглашение двух (или нескольких) лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то есть сделка, участниками которой являются как минимум два лица. Во-вторых, термин «договор» применяется также в смысле совокупности обязательств, принятых на себя сторонами после заключения договора. Итак, договор — это соглашение, обычно двух сторон, о возникновении гражданских прав и обязанностей, и — вместе с тем — это совокупность тех обязательств, которые возникли и должны исполняться после достижения указанного соглашения.

Авторский договор — это соглашение двух (или большего числа) лиц об использовании произведения, охраняемого авторским правом; вместе с тем, это — совокупность обязательств, относящихся к использованию авторского произведения на основе заключенного соглашения.

Порядок заключения и исполнения авторских договоров регулируется общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) и, в частности, нормами о сделках (статьи 153–181 ГК), а также нормами, относящимися к общим положениям об обязательствах (статьи 307–419 ГК) и к общим положениям о договорах (статьи 420–453 ГК). Кроме того, порядок заключения и исполнения авторских договоров подчиняется нормам закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) и, в частности, положениям, содержащимся в статьях 30–34 этого закона.

Свобода заключения и обязанность исполнения

При рассмотрении авторских договоров в СМИ следует вспомнить о двух основополагающих принципах, относящихся к договорам вообще.

Первый из них — свобода при заключении договора. Этот принцип состоит в том, что граждане и организации свободны в том, заключать ли им договор или нет, а если заключать — то с кем и на каких условиях. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договора подряда и авторского договора); при этом к элементам авторского договора должны применяться нормы авторского права.

Но ни автор, ни орган СМИ не обязаны заключать авторский договор, если они этого не желают: принуждение к заключению договора недопустимо. К тому же следует учитывать, что по общему правилу молчание не считается выражением воли на заключение договора (ст. 158 ГК). Вот почему при отсутствии ответа от другой стороны авторский договор не считается заключенным,— например, в случае если журналист направит свою статью в газету, указав в нем, что «за публикацию статьи я согласен получить 100 рублей, причем непоступление ответа в течение двух недель буду рассматривать как Ваше согласие опубликовать мою статью». Равным образом, авторский договор не может возникнуть из одностороннего обращения радиостанции к автору о том, что «наша радиостанция с радостью сообщает, что отрывки из Вашей повести, напечатанные в журнале „Подвиг», будут прочитаны по нашему радио 2 января 2000 года; просьба сообщить, как мы должны перечислить Вам причитающийся авторский гонорар».

Итак, никакого принуждения к заключению договора не допускается. Но если стороны — добровольно — заключили договор, то вступают в действие нормы статей 310 и 420 ГК о том, что в одностороннем порядке нельзя отказаться от договора в целом, либо отменить или даже изменить любое обязательство, принятое на себя стороной в соответствии с договором.

«Договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda) «— эта норма, известная еще римскому праву, полностью применяется и в действующем российском законодательстве.

Иcточник: Эдуард Гаврилов

Форма авторского договора в СМИ

Статья 32 Закона об авторском праве устанавливает: «Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведений в периодической печати может быть заключен в устной форме». Если договор заключается в письменной форме, то это может быть либо один документ, подписанный сторонами, либо обмен документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющий достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК).

Как следует из процитированной выше статьи 32 Закона, устная форма авторского договора допускается при использовании произведений в периодической печати, то есть в бумажных СМИ (газеты и журналы), но не допускается в электронных СМИ (радио и телевидение). Известно, однако, что на практике и в электронных СМИ авторские договоры нередко заключаются в устной форме. Поэтому надо ответить на вопрос о том, каковы будут последствия заключения авторских договоров в устной форме в электронных СМИ.

Ответ на этот вопрос содержится в статье 162 ГК: несоблюдение письменной формы договора не делает его недействительным (если в нем нет ничего противозаконного), но стороны договора лишаются права, в случае спора, ссылаться в подтверждение наличия договора и его условий на свидетельские показания; в то же время закон не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Таким образом, если возникает спор о том, был ли заключен в устной форме авторский договор и каково было его содержание, то в бумажных СМИ в этом споре можно ссылаться на свидетелей, а в электронных СМИ в этом случае на свидетелей ссылаться нельзя, но можно приводить письменные доказательства (например, подпись автора на сданной рукописи или в платежной ведомости), свидетельствующие о наличии авторского договора о том, что произведение было использовано на законном основании.

В любом случае следует, однако, помнить о том, что если был заключен устный договор, то предполагается: автор передал право на разовое использование произведения, причем — только этому органу СМИ и на исключительной основе. Иными словами, на основе такого договора СМИ не вправе повторно использовать произведение, передавать право на его использование другим лицам, а также запрещать автору передавать это произведение для использования другим лицам. Устный договор не предполагает, что автор передает «оригинальное» произведение, то есть то произведение, которое прежде никогда и нигде не использовалось.

Наконец, нельзя не отметить, что авторский договор, как и любой гражданский договор, предполагается возмездным, если только иное не вытекает из самого договора (статья 423 ГК). Поэтому предполагается, что на основе устного договора автору должно быть выплачено вознаграждение. Иными словами, не автор должен доказывать, что ему обещали выплатить вознаграждение, а наоборот,— орган СМИ должен доказать, что автор согласился на то, что его произведение будет использовано безвозмездно.

В связи с изложенным выше причинами письменные договоры с авторами в сфере СМИ получают все более широкое распространение.

Содержание авторского договора

Не следует думать, что заключение письменных авторских договоров — это большая обуза, или, как говорят, «волынка». Для любого органа СМИ большей обузой или «волынкой» может явиться появление хотя бы одного конфликтного или судебного дела, связанного с использованием произведения на основе устной договоренности.

Заключение четкого письменного договора — в интересах обеих сторон. При этом неправильно полагать, что письменный договор должен быть большим по объему: он может состоять буквально из нескольких фраз (пунктов).

К тому же следует учитывать, что с постоянными авторами может быть заключен общий (генеральный) договор, а со штатными работниками, а также с другими авторами, которые связаны с органом СМИ трудовыми отношениями, заключение авторских договоров вообще необязательно (по этому вопросу см. статью 14 Закона).

Общие (генеральные) договоры

Вот несколько положений, которые рекомендуется включать в такие договоры:

1. Положение о том, что все предъявляемые автором произведения являются оригинальными, ранее не публиковавшимися.

Если же автор сдает ранее публиковавшееся произведение, пусть даже подвергшееся доработке, то он должен об этом прямо указать.

2. Положение о том, в течение какого срока орган СМИ должен сообщить автору о принятии или отклонении сданного произведения.

Для оперативных материалов это может быть краткий срок (1–2 дня), для материалов, сохраняющих свою актуальность в течение длительного времени, этот срок может составлять 1–2 месяца. Если в течение этого срока материал будет одобрен (следует отметить, кто именно одобряет материал), то договор считается заключенным.

Одновременно целесообразно указать, какие последствия наступают в случае пропуска органом СМИ указанного срока: это может быть одобрение произведения (так называемое «молчаливое» одобрение), либо, наоборот, отклонение произведения.

3. Положение об обязанности органа СМИ использовать одобренное произведение.

Здесь следует подчеркнуть, что если в договоре на орган СМИ такой обязанности не возложено, то автор не может требовать, чтобы произведение было использовано.

По этому вопросу Президиум Высшего Арбитражного суда в информационном письме от 28 сентября 1999 года № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ „Об авторском праве и смежных правах» („Экономика и жизнь», 1999, № 42, с.23–24) указал, что „если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать». Этот вывод распространяется и на договоры о передаче неисключительных авторских прав.

4. Положение о том, что автор не вправе после сдачи произведения передавать его для использования другим лицам.

Если это положение не будет зафиксировано, то автор вправе одновременно рассылать свои материалы в разные органы СМИ.

Обязанность автора не передавать сданное произведение другим лицам для использования должна действовать в течение срока на одобрение произведения, а также в течение определенного времени после одобрения произведения (или после его первого использования).

Приведем пример такого договорного положения:

«Автор обязуется не передавать произведение для использования другим лицам в течение 10 дней после сдачи произведения. Если произведение будет опубликовано (использовано), то автор не вправе передавать его для использования другим лицам (в том же или в переработанном виде) в течение 6 месяцев».

5. Положение о возможности повторного использования произведения.

В газетах и журналах часто возникает потребность повторно использовать фотографии и рисунки; радиостанции часто повторно используют вышедшие в эфир передачи и т. п. Кроме того, многие печатные издания издаются в настоящее время и на магнитных носителях (например, юридические и экономические издания используются в системах «Консультант», «Гарант»); некоторые издания поступают в систему Интернет.

На любое такое повторное использование должно быть получено согласие автора. Иными словами, любое такое повторное использование произведения (полученного по авторскому договору) без согласия автора является незаконным. (Здесь, вероятно, необходимо отметить, что если произведение создано и сдано по трудовому договору, то организация вправе его использовать, в том числе — повторно, без особого договора с автором).

Следует отметить, что не имеет значения, будет ли это повторное использование связано с извлечением органом СМИ дополнительной прибыли или же оно осуществляется безвозмездно: согласие автора на повторное использование должно быть получено как в том, так и в другом случае.

6. Условие об авторском вознаграждении.

Это может быть либо твердо установленная ставка («500 рублей за один авторский лист»), либо «вилка» («от 200 до 800 рублей за авторский лист»), либо отсылка к ставкам, утвержденным органом СМИ («Вознаграждение выплачивается в соответствии со ставками, утвержденными главным редактором; с ними можно ознакомиться в секретариате»). Конечно, могут быть указаны и другие способы начисления вознаграждения: за одну стихотворную строку, за одну фотографию, за статью (независимо от объема) и т. п.

Недавно мне встретилось такое условие договора: «Если статья будет помещена в систему „Консультант», то вознаграждение удваивается».

Следует особо подчеркнуть, что если вознаграждение не выплачивается — вообще или за тот или иной случай использования — то это должно быть прямо указано в договоре.

7. Положение о закреплении за органом СМИ исключительных авторских прав на длительный срок.

Я очень рекомендую всем органам СМИ на время оторваться от повседневной текучки, от сиюминутных забот и подумать о том, не будут ли представлять интерес через год-два, через пять лет некоторые произведения, которые используются в вашем СМИ. Думаю, что любой руководитель (главный редактор) может с большой долей вероятности назвать эти произведения. Это могут быть произведения определенных авторов либо произведения определенной тематики, определенного жанра. Разумеется, сюда не подойдут произведения-»однодневки», те произведения, которые быстро утратят свою актуальность. Но ведь есть и другая категория произведений — произведения, которые вероятно будут использоваться многократно и длительное время.

Отсюда идея: почему бы органу СМИ не получить исключительные авторские права на использование таких произведений на длительный срок? Пусть это сегодня потребует выплаты дополнительного авторского гонорара, зато завтра, когда другой орган СМИ захочет перепечатать этот материал, он должен будет не только сделать ссылку на то, что «впервые эта статья была напечатана в газете NN», но и заплатить вознаграждение за перепечатку. Далее, если, предположим, через год после первой публикации будет готовиться сборник статей (материалов), то орган СМИ сможет получить гонорар и за этот сборник.

Одним словом, авторские права — в условиях рыночной экономики — могут (а по моему мнению — должны) стать одним из основных богатств органов СМИ (наряду с названием, товарным знаком, а также репутацией СМИ).

Приобретение органом СМИ исключительных авторских прав на длительный срок осуществляется на основе трудовых договоров, а вне их рамок — на основе письменных авторских договоров.

Завершая рассмотрение вопросов заключения общих (генеральных) авторских договоров, отмечу, что такие договоры должны относиться ко всем произведениям, которые автор будет передавать в орган СМИ после заключения общего договора.

Договоры на отдельные произведения

В этих договорах следует решать те же вопросы, что и в общих (генеральных) договорах, но, конечно, в более краткой, лапидарной форме.

Пример договора на отдельное произведение:

Автор (такой-то) передал свое произведение (название, объем, жанр).

Орган СМИ рассмотрит это произведение в течение 10 дней и сообщит автору о своем решении относительно использования произведения. Срок, в течение которого произведение будет использовано, устанавливается соглашением сторон.

Автор не вправе после сдачи произведения и до истечения трех месяцев после его опубликования (использования) передавать указанное произведение (хотя бы в переработанном виде) другим лицам.

Если произведение не будет опубликовано в согласованный сторонами срок, автор вправе передать его в другую организацию.

За использование произведения выплачивается гонорар в размере от 100 до 150 рублей.

Орган СМИ вправе поместить произведение в Интернет.

Когда следует заключать авторский договор?

Давая ответ на этот вопрос, законодательство устанавливает только одно правило:

Авторский договор должен быть заключен до того, как произведение будет использовано(опубликовано, передано в эфир и т. п. ).

Если произведение использовано без заключения авторского договора, то налицо нарушение авторских прав. И в такой ситуации аргументы типа: «Мы регулярно публикуем на обложке журнала, что часто гонорар не выплачивается, что наш журнал помещается в Интернет и что редакция оставляет за собой право сокращать и подвергать редактированию поступающие материалы»,— все эти (и подобные) аргументы не будут являться юридическим оправданием действий органа СМИ.

С другой стороны, авторы обычно проявляют «благородство», никаких претензий не выдвигают, они рады радешеньки что их материал опубликован, что их имя становится известным и т. д. и т. п. В этих условиях органам СМИ очень выгодно оказывается не заключать авторских договоров, не брать на себя никаких обязательств по использованию произведений, а все конфликты, возникающие в связи с бездоговорным использованием произведений, решать либо напирая на сознательность и «благородство» авторов (а «благородство» часто сочетается с зависимым положением авторов), либо выплачивая таким недовольным авторам дополнительный гонорар.

Но я уверен, что такое ненормальное положение сохранится недолго: новые, рыночные отношения уже привели к появлению новых многочисленных СМИ и, следовательно, у авторов появилась возможность выбора; с другой стороны, постепенно растет уровень правовых знаний авторов, которые все более начинают осознавать себя индивидуальными товаропроизводителями. Они все более активно будут защищать свои интересы, что сделает просто невыгодным для органов СМИ нарушать законодательство об авторском праве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *